Стояние святой Марии Египетской (Мариино стояние) — это богослужение (утреня) продолжительностью пять-семь часов, на которой полностью читают Великий канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз – идущей через реку Иордан, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию Святых Таин. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было приблизительно в 521 году.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.
В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется еще «Святым елеем», «Елеопомазанием73» и «Молитвомаслием», а также «Маслособорованием», – по собранию, «собору» пресвитеров, его совершающих.
Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина, «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих».
Основными моментами видимой стороны Таинства Елеосвящения являются:
Невидимое действие благодати Божьей, подаваемой в Таинстве Елеосвящения, состоит в том, что
Седмица 2-я Великого поста. Глас 1-й.
Пассия (с латинского «passio» — страсть, страдание) — богослужение Великого поста, во время которого читаются отрывки из Евангелия, посвященные страданиям Христа. Пассия служится вечером, четыре (по числу Евангелий) воскресенья Великого поста: 1-е, 2-е, 3-е, 4-е или 2-е, 3-е, 4-е, 5-е.
Седмица 2-я Великого поста. Глас 1-й.
Всенощное бдение называется так потому, что в древности оно начиналось с вечера и продолжалось всю ночь до рассвета. Со временем, из снисхождения к немощам верующих, это богослужение начали совершать несколько раньше, кроме того, оно заметно сократилось, поэтому заканчивается теперь не утром, а вечером того же дня, когда началось. Однако прежнее название этого богослужения – всенощное бдение – сохранилось.
Параста́с (от греч. παράστᾰσις — пред-стояние, стояние с целью ходатайства, прошения о ком-то или чем-то) или Великая панихида – заупокойная Всенощная – великая панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемое на Всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу).
В православном календаре слово «неделя» имеет совсем не то значение, к которому мы привыкли. В славянских языках оно первоначально означало выходной, нерабочий день – «не делаю». В церковном обиходе это употребление сохранилось до сих пор – словом «неделя» обозначается воскресный день, а словом «седмица» – следующая за этим воскресным днем неделя. Торжество Православия – церковный праздник, ежегодно совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Установление праздника основано на событиях Константинопольского Собора 843 года, созванного византийской императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания. Несколько десятилетий ересь иконоборчества сотрясала империю. Православные, почитавшие святые иконы, подвергались в ту пору жесточайшим гонениям от еретиков. И вот, после Собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, Феодора устроила в честь этого события церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Впоследствии сложился особый церковный чин Торжества Православия, дополненный текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских Соборов.
В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива», т.е. отваренной пшеницы с медом, в память св. великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы)
В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение «колива», т.е. отваренной пшеницы с медом, в память св. великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу, оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы)
Краткое житие святой мученицы Татианы.
празднование совершается 12/25 января
Святая Татиана была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татиана достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.
При императоре Александре Севере (222–235 гг.) святая Татиана за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана (около 225 г.) Согласно древнему рассказу, святую Татиану после разных истязаний бросили на арену цирка (Колизея), чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татиану усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучивших святую, уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, – и они тоже были после мук усечены мечом.
Рождество Христово имеет свои традиции. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки.
Колядки – праздничные народные рождественские песнопения. Как правило, у них нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Как правило колядка, это маленький рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть – родился Спаситель мира.